Первый из них - Patron Sport 250. Этот мотоцикл – дебют в классе шоссейников компании Shineray, известной до этого своими внедорожными аппаратами. Внешне Sport 250 выглядит весьма неплохо. Единственный элемент, который вносит диссонанс – это конструкция позади пассажирского сиденья, которая должна служить ручками для пассажира. Рама диагональная, стальная и выглядит достаточно серьёзно. Посадка, как и положено «спорту», с наклоном вперёд.
При опробовании на ходу начинают вылезать недочёты китайских конструкторов. Во-первых – плохой обзор в зеркалах. Происходит так по двум причинам: зеркала стоят на обтекателе и руль у мотоцикла очень широкий, что не только не вписывается в эстетику «спорта», но и мешает обзору назад – в зеркалах видны только руки, но никак не обстановка позади. Двигатель откровенно слабый – всего 15,5лс. С ним приставка Sport в названии мотоцикла выглядит издевательской. Правда претензий к его работе нет – балансирный вал убирает все вибрации, пуск лёгкий, перегревами (несмотря на то, что «воздушник») не страдает. 5ти ступенчатая КПП тоже, работает на удивление чётко, как будто и не из Китая она. Вместе они разгоняют мот до 115км в час, честно выполняя свои функции. Чего не скажешь о подвесках – очень уж они бюджетные. При проезде по неровностям удары и толчки немного смягчаются, и всё – о комфорте речь не идёт. «Держак» дороги тоже, естественно, отсутствует. Но главный косяк мотоцикла вылез при попытке экстренно затормозить. Нет, сами тормоза сработали достаточно хорошо. Но правый мотобот, на подошву которого видимо налип кусочек грязи, соскользнул с тормозной лапки, представляющей собой гладкий стальной прутик, что едва не закончилось потерей равновесия. Хорошо ещё, что торможение было «учебным». Вот такая «засада»!
Второй мот – ветеран рынка ZONGSHEN WINNER ZS250GS. Он и внешне выглядит более старомодно, примерно как «японцы» 80х. Двигатель не намного мощнее – 18лс, но конструктивно более современный. Он разгоняет мотоцикл до 120км в час, дальше запас ещё есть, но начинается вибрация. Хотя это странно – в конструкции двигателя присутствует балансирный вал. КПП работает достаточно чётко и мягко. Претензии к подвескам те же самые – неровности они отрабатывают плохо. Задняя ещё и имеет тенденцию к раскачиванию. Может быть, в них просто надо залить более вязкое масло – ведь по конструкции они достаточно продвинутые? Очень хорошие тормоза (как для своей ценовой категории). У них есть всё – мощность, информативность. Но все их преимущества нивелирует непонятная резина, по своим характеристикам более подходящая детскому велосипеду «Зайчик», а не спорт-байку. Обзор в зеркалах лишь немного лучше, чем у «Патрона», но здесь зеркала имеют ещё одну неприятную особенность – складываться на высоких скоростях.
Viper R1 выглядит «на все 600»! Современный дизайн, «подсмотренный» у «Хонды» CBR, уже ничем не напоминает ранних «китайцев». Основная его проблема – силовой агрегат такой же, как и у «Зонгшена». Неплохой, но откровенно слабый. К тому же здесь он имеет тенденцию греться.
IRBIS Z1 – ещё один китайский «спорт». Впрочем, в этом случае амбиции более обоснованы. Двигатель мота имеет мощность 24,5лс, жидкостное охлаждение, балансирный вал и сблокирован с 6ти ступенчатой КПП. Как видите, на бумаге показатели вполне сравнимы с «Минском» R250, к проектированию которого приложили руку западные специалисты. Внешне мотик напоминает «Патрон» и имеет практически те же косяки с расположением зеркал.
Подведём итоги. В рамках ценовой категории 2т$ «с хвостиком» китайские инженеры и так и эдак пытаются комбинировать имеющиеся в их распоряжении узлы. У кого-то это получается лучше, у кого-то хуже. Но цельной, сбалансированной конструкцией не выглядит ни один из представленных мотоциклов. В этом отношении даже те же белорусы находятся на шаг впереди. Поэтому альтернативой полноценному малокубатурному спортбайку, вроде Honda CBR250R они по-прежнему не являются. Впрочем «Хонда» и стоит совсем других денег.