JAWA 638Технические данные Двигатель тип Двухтактный с искровым зажиганием с петлевой продувкой Рабочий объём, см3 343,47 Ход поршня, мм 65 Макс. мощн. л.с. 26 при об/мин 5500 Трансмиссия КПП Механическая, 4х ступенчатая привод Цепной сцепление Многодисковое в масляной ванне Ходовая часть рама Трубчатая сварная двойная Передняя подвеска Телескопическая с пружинно-гидравлическими амортизаторами Ход подвески, мм 150 Задняя подвеска Рычажная вилка с пружинно-гидравлическими амортизаторами Ход подвески, мм 90 Параметры Длина, мм 2110 Высота , мм 1070 Колесная база, мм 1335 Топливный бак, л 17 Сухая масса, кг 156 Среди современных мотоциклов почти не встретишь представителей класса «350». Гигантомания коснулась и их. Объёмы двигателя выросли до 400-450 куб.см. Последними представителями этого вымирающего класса на просторах СНГ стали «ЯВА»640 и ИЖ 6.113 и 7.113. Именно среди них (точнее их более ранних версий) делали выбор молодые люди в 80е-90е годы. При этом «Планета» не рассматривалась как достойный вариант – её покупали когда не было более престижных мотоциклов. А вот «ЯВА»638 и «Юпитер»5.01 могли напрямую поспорить между собой. Внешне они были схожи. Но «ЯВА» смотрелась легче, «воздушнее». Во внешнем же облике «Юпитера» сказывалось влияние тяжеловесной немецкой школы ( ведь его «прадедушка» - ДКВ РТ-350). ИЖ и в действительности был тяжелее, хотя всего на 5-6кг. Такой результат был обусловлен более высокой культурой проектирования и изготовления «ЯВЫ». Например, у чешского мотоцикла легче была рама – в ней не было лишних элементов, не несущих нагрузку, но дающих вес. Легче был и двигатель. Заглянув внутрь последнего можно было увидеть, например штампованные вилочки переключения передач вместо литых у «Юпитера». Лишний вес двигателю ИЖа давал и коленвал, фактически состоящий из двух независимых частей, соединенных маховиком ( коленвал «ЯВЫ» был сплошным). Вообще конструкция ИЖа явно была рассчитана на более низкую культуру ремонта и эксплуатации. Например, в КПП 638го двигателя нельзя было лить какое попало масло, да и уровень его нужно было контролировать очень тщательно. В противном случае очень быстро сгорали уже упомянутые вилочки.
ИЖ-«Юпитер»5.01 Технические данные Двигатель тип Двухцилиндровый двухтактный, воздушного охлаждения Рабочий объём, см3 347 Диаметр/ход поршня, мм 61.75/58 Макс. мощн. л.с. 25 при об/мин 5700 Трансмиссия КПП Механическая, 4х ступенчатая привод Цепной сцепление Многодисковое в масляной ванне ходовая часть рама Двойная, трубчатая Передняя подвеска Телескопическая с пружинно-гидравлическими амортизаторами Ход подвески, мм Задняя подвеска Маятниковая с пружинно-гидравлическими амортизаторами Ход подвески, мм Параметры Длина, мм 2170 Высота , мм 1175 Колесная база, мм 1430 Топливный бак, л 18 Сухая масса, кг 160 А КПП ИЖа вполне могла проехать несколько десятков километров и без масла ( только переключение передач становилось тугим ). Разобрать силовой агрегат 5.01, как и других ИЖей, можно было, имея минимум инструмента. А вот разобрать «ЯВУ» без специальных съёмников – означало угробить двигатель на корню. Еще одно – двигатель ИЖа был менее требователен к качеству топлива. Если «пятерка» после соответствующей регулировки могла сносно ездить и на А76, то с «ЯВой» такой фокус не удавался – нужен был только Аи93(позже Аи92 или Аи95). Именно эти факторы и создали популярность ИЖам среди жителей сел и маленьких городков. А вот в больших городах больше ценили «ЯВЫ». Какие же козыри были в запасе у 638й(или «селёдки» по-народному)? «ЯВА» имела лучшее оборудование. У неё был тахометр. Генератор имел мощность 210Вт против 140 у ИЖа. На ходу «ЯВА» ощущалась как более мягкий и послушный мотоцикл. Мягко работало сцепление (хотя его конструкция была вобщем аналогична ИЖевскому). Амортизаторы тоже были рассчитаны именно на вес двух человек. Ещё один плюс – шины «Barum», которые по сцепным качествам на голову превосходили К102, которыми на заводе комплектовали ИЖ.
В противовес «ЯВе» ИЖ был достаточно тяжел в управлении. Тугим был выжим сцепления. Амортизаторы (хотя они и были лучше, чем скажем на «Юпитере»4) явно были рассчитаны на вес слонов. На дороге с «Юпитером» управляться было тоже непросто ( особенно это заметно было в S-образных поворотах). Все эти недостатки дополнялись просто удручающим качеством изготовления. Именно поэтому в глазах молодёжи «Юпитер» стоял всегда на ступеньку ниже, чем «ЯВА». Хотя теперь это уже не имеет особого значения – с приходом «японцев» на наш рынок слава былых героев, увы, поблекла.