Измерение скорости - одна из часто обсуждаемых тем. В последнее время, с распространением GPS-навигаторов , всё больше водителей опираются в этом вопросе не только на показания спидометра, но и на показания навигатора. Однако насколько можно доверять последнему способу? Давайте разберёмся подробнее. Итак, нам необходимо измерить мгновенную скорость. От каких факторов зависит точность её измерения? Во-первых, измерение будет тем точнее, чем меньше инерционность системы измерения. Механический спидометр обычно имеет очень небольшую инерцию, электронный – заметно больше. Всё зависит от частоты считывания сигнала от датчика. GPS-навигатор обновляет свои показания с частотой 1 раз в 1-1,5 секунд. Т.е. его инерционность достаточно велика – разгон спорт-байка он может просто «прозевать». Второй фактор – точность определения пройденного пути. Здесь механические системы в худшем положении – их точность зависит от передаточного числа привода, которое невозможно оперативно изменить. Поэтому при изменении какого-то элемента конструкции (диаметра колеса, к примеру) погрешность может стать очень большой. В электронных спидометрах часто предусмотрена корректировка исходных данных. Но учитывать их изменения прямо во время поездки всё - равно невозможно. Поэтому мгновенная погрешность может «плавать» в значительных пределах. В GPS-навигаторах погрешность сильно зависит от качества приёма сигнала, т.е. хорошие результаты этот метод даёт при отсутствии помех – в ясную погоду, на открытой дороге. Точность определения местоположения при этом не зависит от скорости и составляет от 5 до 10 метров. Соответственно с увеличением скорости точность измерения скорости навигатором возрастает. Давайте теперь обобщим эти сведения. В каких случаях можно полагаться на измерение скорости с помощью GPS-навигатора ? Это скорее на загородной трассе (отсутствие помех в виде высотных зданий, достаточно высокая скорость, незначительные колебания скорости), в ясный солнечный день. Но чаще всего этот метод неприемлем в городе (помехи в виде городской застройки, относительно небольшая скорость, частые и значительные её колебания). Поэтому, если Вам необходимо произвести эталонный замер (скажем, проверить точность показаний спидометра), соблюдайте следующие условия: - выберите прямой ровный участок дороги, вдали от городских построек и лесополос; - погода в момент измерения должна быть ясной; - скорость на мерном участке не должна быть слишком низкой (в противном случае показания навигатора могут давать значительные скачки); - проедьте участок с возможно более постоянной скоростью; - во время проезда сделайте несколько «засечек» показаний GPS-навигатора и спидометра. Полученные таким образом результаты должны быть достаточно точными. Практика показывает, что: - при скорости 110 км в час и выше скачки в показаниях GPS-навигатора практически отсутствуют; - мерный участок лучше пройти в обоих направлениях, для уменьшения влияния рельефа местности. Отдельный вопрос – измерение расстояния с помощью одометра и GPS-навигатора . Здесь второй имеет однозначное преимущество на больших расстояниях, т.к. погрешность навигатора не накапливается. Поэтому, если Вы измеряете, скажем, участок пути длиной в 100м, и погрешность Вашего одометра, скажем 3%, то Вы получите следующую картину: одометр покажет расстояние от 97м до 103м, а навигатор – от 80м до 120м. Но, если Вы измеряете участок пути, длиной в 10км, то показания одометра при этом могут быть в диапазоне от 9700м до 10300м, а навигатор покажет от 9880м до 10020м, что уже в несколько раз точнее. GPS навигатор LEXAND STA-5.0