Итак, в прошлый раз мы остановились на том, что ревизия электрооборудования двигателя и электроники, им управляющей, может дать некоторую прибавку мощности. Давайте теперь рассмотрим подробнее – как и почему. Для начала давайте рассмотрим двигатели карбюраторные, т.е. те, в которых путём изменения или настройки электроники мы не можем повлиять на качество топливной смеси. Здесь единственный параметр, который мы можем изменить – это угол опережения зажигания. В каких случаях это может дать положительный эффект? Во-первых – это все древние советские двухтактники, у которых угол опережения зажигания фиксированный (даже у тех, которые с БСЗ). Сюда же можно отнести и изделия ИМЗ и КМЗ – у них хоть и есть коррекция по оборотам двигателя, но нет коррекции по нагрузке (были исключения, например К-650В, но и там быстро отказались от этой системы, т.к. не смогли её довести до ума). Именно для последних и созданы такие изделия, как ФУОЗ «Саруман». И на таких кубатурах (650-750куб см всё-таки!) он даёт заметный эффект. Пиковая мощность немного (не более 5%) вырастает, т.к. отсутствуют пропуски зажигания на высоких оборотах, на переходных режимах (при разгоне) пропадают провалы и даже несколько снижается расход топлива. То же самое можно сказать и о бюджетных «китайцах». На них коммутаторы обычно самые дешёвые, без какой-либо коррекции УОЗ, к тому же редко настроены оптимально. Чаще всего именно выставленный с завода неправильно УОЗ является одной из причин скорой смерти китайских моторов. Здесь применение более продвинутых коммутаторов тоже оправдано. Проще всего не мудрить что-то с нуля, а применить наработки японских мотопроизводителей, как например автор этой статьи http://fuoz.ru/article , или попробовать вживить вместо «родного» коммутатор от аналогичного по параметрам японского двигателя (только «посвежее» годом выпуска, т.к. у древних малокубатурных «Хонд» и «Ямах» коррекции УОЗ тоже не было, там единственное преимущество – угол опережения хотя бы выставлен грамотно). Ну а в случае если мотор уже с завода оснащён нормальной электроникой, в ней есть система коррекции УОЗ и настроена она грамотно? Вот тут мы подходим к самому интересному – это чип-тюнинг. В каких случаях он применим, и какой может дать результат? Если двигатель стоковый, без каких либо изменений, то настройка «мозгов» существенного результата не даст, разве что уберёт заводские огрехи, в том случае, когда таковые существуют. Если же двигатель подвергся тюнингу и его параметры существенно изменились – увеличился объём, увеличилась степень сжатия, изменились фазы газораспределения и т.д., то в этом случае изменение карты УОЗ просто необходимо. Это позволит полностью использовать потенциал двигателя (конечно, если изменения выполнены грамотно). Ещё больший эффект перепрошивка «мозгов» даёт на инжекторных двигателях. Ведь здесь можно варьировать качество и количество топливной смеси. Даже если «механика» двигателя осталась без изменений, выжать из него несколько дополнительных лошадиных сил можно, но следует понимать, за счёт чего это достигается. Обычно при этом увеличивается расход топлива (причём иногда настолько, что приходится ставить топливный насос большей производительности) и сокращается ресурс двигателя. Ухудшается его тепловой режим, и появляются такие эффекты, как ускоренный выход из строя свечей зажигания, например. Для гонок это всё не имеет существенного значения, но в повседневной эксплуатации не очень удобно. Впрочем, возможности чип-тюнинга позволяют в некоторой степени обойти эти ограничения – существуют контроллеры, в которые можно зашить два варианта настройки, для гонок и «гражданский», к примеру. В общем, вариантов много, главное, чтобы перенастройка выполнялась грамотно. Поэтому, чтобы двигатель Вашего мотоцикла работал долго и счастливо, обращайтесь только к проверенным специалистам (как и на любом рынке, мошенников здесь хватает), используйте уже опробованные варианты и научитесь сами хотя бы немного, разбираться в том, что Вам предлагают. Вот здесь кратко основы чип-тюнинга: http://ru.wikipedia.org/wiki/Чип-тюнинг Такой вид имеет реклама данного вида услуг: http://www.bibika.ru/info/content_129 А здесь разбор горе-тюнингеров специалистами: https://www.drive2.ru/l/288230376153104583/ Все статьи даны в применении к автомобилям, но справедливы и для мотоциклетных двигателей.