Достаточно часто на различных мотосайтах и мотофорумах поднимается тема создания мотоклубов. Обычно подобные вопросы задают новички, те, кто недавно приобщился к мотомиру и только ищет своё место в нём. Написано на эту тему вроде бы много. И варианты предлагаются - от создания 1%го мотоклуба по образу и подобию «Ангелов ада» до регистрации общественной организации. Однако, прочитав всё это, не спешите бежать в горисполком с заявлением о регистрации (или наоборот, нашивать себе на жилетку «наикрутейшие» нашивки с символикой МС и 1%), а прежде задайтесь вопросом: «А зачем создавать мотоклуб?». Возможно, если вы ответите (только честно!) для себя на этот вопрос, то ничего создавать и не придётся. Ведь, действительно, для чего создают мотоклуб? Чтобы вместе кататься и путешествовать? Катайтесь и путешествуйте – кто вам это запрещает? Чтобы выделиться из толпы? Но для этого существует множество других способов – не столь сложных и затратных. Найти единомышленников? Опять же – есть другие способы, проще и быстрее (в конце концов – Интернет!). Не просто найти единомышленников, а и сплотить их для достижения общей цели? Ну, вот это уже ближе к теме. Здесь всё зависит от того, какие задачи вы перед собой ставите. Достичь результатов в спорте? Создавайте спортивный мотоклуб, мотосекцию и т.п. Хотите заняться кастомайзингом? Создавайте свою мотомастерскую. Оказывать помощь мотолюбителям, развивать мотодвижение и мотокультуру в регионе? Этим занимаются организации вроде «Мотохелп» и др. Все перечисленные варианты укладываются в понятие «общественная организация». Если вы не планируете извлекать выгоду из своего увлечения, то подобную организацию можно и не регистрировать. Однако получить официальное разрешение на свою деятельность всё-таки будет полезно – так вам проще будет общаться с бюрократами от власти.
Но если вы всё же хотите создать мотоклуб , то задайтесь ещё одним вопросом: «Каким должен быть этот клуб?» Из этого вытекает следующий вопрос – а знаете ли вы, чем отличаются между собой мотоклубы различного формата? В Интернете, конечно можно найти информацию на тему: «МС , МСС, что это такое?» Все эти статьи написаны как под копирку и в основном пересказывают базовые понятия, принятые мотоклубами США и Западной Европы. Своего рода «мотодвижение для чайников». Но часто ли авторы этих статей сталкивались с настоящими мотоклубами? И насколько американские принципы применимы в наших реалиях? Вот с этим и стоит разобраться, прежде чем начинать создание клуба. Во-первых – регистрация. Для мотоклубов она практически не имеет никакого значения. На дороге видны ваши нашивки, а не ваши бумаги. В случае, если вы будете зарегистрированы, как общественная организация, вас могут привлечь к участию в культурно-массовых мероприятиях, в т.ч. и политического толка. В мотосреде обычно негативно относятся к политике, поэтому не удивляйтесь, если часть этого негатива вы получите в свой адрес. Решайте сами – вам оно надо? Во-вторых – общение с доминирующим клубом. Не стоит считать, что всё это - замшелые американские стереотипы. Все эти правила – они существуют. Не всегда выполняются, но всё же они есть. Примеры, когда клубы, нарушившие правила, были расшиты доминирующим клубом, можно пересчитать по пальцам, но ведь не хочется и пополнять этот список? Тем более, как законопослушные граждане, вы понимаете, что если какие-то злые дядьки заберут ваши красивые новенькие нашивки, то тянет это максимум на хулиганство. А вам всё нашивать заново. Обидно! Поэтому со старшим в регионе клубом, конечно надо поговорить. Ведь вы новички в мотодвижении, а эти люди обычно уже опытные. В крайнем случае что-то подскажут, посоветуют. В-третьих – формат клуба. Бытует такое мнение, что если взять формат попроще, т.е. MFC или MCC, то можно и клуб создать, и нашивки красивые надеть, и ни о чём особо не задумываться. Не жизнь, а малина! Но, будьте готовы к тому, что и воспринимать вас будут соответственно. Тут как в бизнесе – придя в офис в футболке с надписью: «Я – весёлый раздолбай!», трудно доказать, что ты серьёзный партнёр. С другой стороны, нашивки МС сами по себе ещё ничего не дают. Уважение нужно заслужить! Надев «цвета» МС, готовьтесь к тому, что с вас и спрос будет строже. Поэтому, прежде, чем добавить к своим нашивкам квадратик с буквами М и С, вы должны чётко представлять для себя – что такое МС-клуб, как он живёт, какие правила приняты в подобных клубах и как вы должны вести себя, чтобы им соответствовать. Вот на этом пункте стоит остановиться подробнее. В СМИ, в кинематографе и в официальной хронике мотоклубы (МС) часто представлены, как ОПГ, т.е. обычная криминальная группировка. Но реалии нашей страны таковы, что здесь не все отделения даже известных международных МС имеют свой бизнес, и этот бизнес далеко не всегда нелегальный. А криминальная репутация к байкерам привязалась потому, что люди эти привыкли себя и свой клуб защищать сами. И не от того, что так легче, а по необходимости – где-нибудь за городом, на безлюдной трассе милицию можно и не дождаться! И каждый член МС понимает, что служителям закона подобная самостоятельность может и не понравиться, после чего придётся отвечать за превышение пределов самообороны, например. Примерьте этот тип поведения на себя – справитесь? Ещё одна сторона жизни МС – здесь нет выходных и отпусков. Байкеров недаром сравнивают с моряками – принцип тот же, даже когда ты отдыхаешь, ты всё равно в команде. Если для вас мотоцикл – всего лишь средство передвижения или развлечение на выходные, то мотоклуб однозначно, не для вас. Отдельная тема – саппорт-клубы. Т.е. клубы – доноры, или, если хотите, «подготовительная группа» какого-нибудь из больших клубов. Но такие клубы редко создают новички. Обычно это люди, хотя бы немного знакомые с материнским клубом, причём знакомство это личное. Преимущества такого пути очевидны – пройдя его, вы можете получить нашивки одного из больших и известных клубов. Да и поддержка со стороны крупного клуба, даже моральная, тоже кое-что значит. Но и затраты в этом случае выше, особенно если ближайшее к вам отделение материнского клуба находится достаточно далеко. В то же время и путь создания независимого клуба тоже труден и тернист. Ведь вам самостоятельно, без чьей-либо поддержки придётся доказывать, что ваш клуб достоин уважения и свои нашивки вы носите не зря.
Выше в тексте упомянут клубный бизнес. И неспроста. Уясните для себя, что клуб – предприятие весьма затратное. Хорошо, если члены клуба – люди состоятельные, а если нет? Долго ли протянете на энтузиазме? Обычно – до того момента, пока ваши вторые половины, т.е. жёны (подруги) не заявят : «Или я, или клуб!». Вот и думайте…