Перспективы Китая по завоеванию мирового господства на моторынке.
Сейчас китайцы проходят путь, который до этого успешно преодолели японцы (и в значительной мере уже прошли корейцы). Давайте проанализируем, каким образом японская четвёрка («Сузуки», «Кавасаки», «Ямаха» и «Хонда») стали законодателями мод в мотомире и какие условия должны выполнить китайцы, чтобы повторить их успех.
До второй мировой войны производство мотоциклов (впрочем, как и другой гражданской техники) в Японии не было особо развито. Выпускались в небольших количествах копии (чаще нелицензионные) таких мотоциклов, как «Харлей-Дэвидсон» (под маркой «Ricuo»). Собственные конструкции не разрабатывались.
После поражения Японии во второй мировой войне ситуация изменилась. Появилось множество фирм, которые начали выпускать мотоциклы. Конкуренция была гигантской. Но подавляющее большинство фирм-однодневок не продержалось на рынке и нескольких лет. Однако выжившим конкуренция дала несколько важных факторов для успеха – их продукция была недорогой, надёжной и практичной. Начинали японцы с копирования зарубежных образцов, таких как немецкий ДКВ-РТ125, но отталкиваясь от них, японская мотопромышленность семимильными шагами пошла вперёд. Удержаться на рынке при огромной конкуренции можно было только постоянно совершенствуя конструкцию и технологию производства мотоциклов. Поэтому японцы стали новаторами. Они подмечали и претворяли в жизнь все новые идеи, возникавшие в сфере мотоциклов. Кроме того японские компании сами проводили огромный объём исследований (яркий пример - Соичиро Хонда).
Начали японские мотостроители с малокубатурных мотоциклов, которые не только были проще в производстве, но и более востребованы в силу своей дешевизны (в послевоенной Японии уровень жизни был невысоким по многим объективным причинам). Утвердившись на внутреннем рынке, японцы попробовали выйти на внешний. Однако для успешных продаж в развитых странах тогдашних наработок японцев было недостаточно. Для таких рынков как США и Великобритания критичным было наличие в производстве мотоциклов большой кубатуры. Кроме того избалованные европейцы и американцы отмечали безликость японской техники. В обиход даже вошла обидная аббревиатура ЮДжиМ (от англ Universal Japan Motorcycle – т.е. Универсальный Японский Мотоцикл). Японским конструкторам, ориентировавшимся до этого в первую очередь на небогатых отечественных потребителей, которым действительно в первую очередь нужна была практичность, пришлось срочно перестраиваться. Прорывом в этом направлении стали такие мотоциклы, как Honda CB750, выпущенный на рынок в 1969 году.
Мотоцикл был своеобразным, но в тоже время он сохранил все «родовые черты» японской техники – надёжность и удобство в использовании. Допустим его одногодка, английский «Триумф», был несколько мощнее и быстрее. И если выбирали мотоцикл для уличных гонок, то редко кто делал ставку на «Хонду», но если выбирали мощный и надёжный мотоцикл на каждый день, то гораздо чаще это был СВ750. Ведь на нём можно было ездить, не опасаясь, что в самый неподходящий момент он сломается. Важной новинкой было наличие электростартера. И из мотоцикла не текло масло – т.е. можно было не опасаться запачкать одежду. Да и на стоянке оставить его было не стыдно – чистотой и опрятностью мот часто превосходил стоящие рядом автомобили.
Важной составляющей успеха японцев стало участие в различных мотосоревнованиях. Ведь спорт всегда подстёгивает технический прогресс. Именно благодаря опыту, накопленному в гонках, и стало возможным появление таких мотоциклов, как СВ750. Принцип «побеждаешь сегодня – продаешь завтра», выдвинутый американскими менеджерами, очень широко используется их японскими коллегами.
Собственно с этого момента битву можно считать проигранной, потому как после этого лидерство японцев уже не оспаривается. Все остальные мотопроизводители в мире пытаются превзойти японские конструкции, но уже по какому-то одному(!) параметру. Упор делается на эксклюзивность, на своеобразие, на традиции (как например тот же «Харлей-Дэвидсон», а в Европе особенно этим отличаются «Дукати»), но общепризнанным фактом становится то, что лучшие по совокупности параметров мотоциклы производят в Японии. Итак суммируем:
Этап 1 - копирование наиболее удачных чужих конструкций;
Этап 2 – творческая их переработка;
Этап 3 – при помощи полученного опыта создание собственных образцов, надёжных, технологичных, ориентированных на нужды массового потребителя;
Этап 4 – участие в спортивных состязаниях, применение полученных знаний и конструкций к «гражданским» моделям;
Этап 5 – расширение модельного ряда в сторону больших кубатур, т.е. премиум-сектора рынка;
Этап 6 – придание топ-моделям брэндовости и эксклюзивности, создание ярких и запоминающихся мотоциклов (Hayabusa или R1, правда же - ни с чем не спутать?).
Именно так Япония и стала мотопроизводителем номер 1 в мире. И сейчас, если идёт сравнение, скажем литровых «спортов», то обычно спорят о том, кто лучше – Ninja или R1, R1 или Fireblade. При этом подразумевается , что где-то есть и «Триумф» и «Дукати» и они могут быть даже не хуже японских одноклассников, а в чём-то может и лучше, но они всегда на втором плане.
Теперь посмотрим, как с этой точки зрения обстоят дела у китайцев. На первом этапе китайская моторпромышленность выпускала позаимствованные конструкции. Например, советский М72 (в свою очередь, скопированный с БМВ Р71) или чешская ЯВА-559. Эти образцы не были ни лучшими, ни передовыми, но они были простыми и дешёвыми. К тому же в соцстранах были специалисты, которые могли помочь наладить производство подобных мотоциклов. И была возможность получить оборудование для их производства. Т.е. стартовые позиции у японцев были лучше – у них уже существовала тяжёлая промышленность и были квалифицированные кадры для неё. У китайцев после войны не было ни того ни другого. И только в 80е годы, с ослаблением «холодной войны» у Китая появляется возможность начать производство относительно современных мотоциклов. Так, например, китайцы покупают завод Zundapp. Естественно его продукция не была лучшей, но по сравнению с предыдущими китайскими мотоциклами, это был прорыв. В 90е и 2000е китайцы уже копируют японские мотоциклы 80х. Они достаточно удачные и отработанные в производстве. Это первый этап. Второй этап у китайцев слабо выражен. Творческая переработка по-китайски часто заключается в комбинировании имеющихся узлов и деталей в разных сочетаниях. Разработка собственных образцов (с помощью иностранных специалистов) присутствует, но в них всё равно есть заимствования. С ценовой политикой у китайцев всё в порядке – дешёвая рабочая сила и уменьшенные затраты на производство (скажем, отсутствие отопления в цехах) этому способствуют. Но с надёжностью есть проблемы. Безголовое упрощение конструкции часто приводит к тому, что срок безпроблемной эксплуатации мотоцикла сильно сокращается. Применение узлов не тех, которые лучше, а тех, которые есть под рукой, часто даёт непредсказуемые последствия. А использование материалов подешевле (например обычных сталей вместо легированных) исчерпывает запасы прочности, заложенные в технику японскими конструкторами. Есть отдельные мотоциклы, достаточно привлекательные внешне и имеющие неплохую надёжность (например Geon –Daytona). Но и цена их соответственно выше, а японцы всё равно превосходят их по совокупности параметров.
Участие китайцев в мотоспорте носит спорадический характер. По крайней мере регулярное участие китайцев на собственной технике в каких-то значимых мировых мотосоревнованиях не отмечено.
Не заметно и кубатурных китайских мотоциклов. В прессе регулярно циркулируют слухи о начале их производства, но на рынке они до сих пор не присутствуют.
Китайская автопромышленность уже дошла до повадок, принятых в премиум-секторе рынка (например Geely, выделившие в отдельный брэнд серию Emgrand, правда логотип нового брэнда выглядит пародией на «Кадиллак», но попытка зачтена), в мотопромышленности движения в этом направлении пока не заметно.
Если подвести итоги, то выходит, что претензии китайских мотопроизводителей на мировое господство пока не обоснованы. Они могут, конечно, заполонить весь мир дешёвой малокубатурной техникой (хотя и тут есть барьеры – таможенные, экологические и т.д.), но мы по прежнему будем считать эталоном мотоцикла «японцев», заглядываясь на их спортбайки, стриты и туреры. И, по прежнему, законодателями мод будут японские производители мотоциклов, а мы будем покупать китайские копии японских мотов надцатилетней давности.
Ситуацию для китайцев радикально может поменять либо жестокий кризис мотопрома, при котором отсеются бракоделы, либо участие в спорте, где для достижения успеха необходимо отказаться от порочной практики копирования.