В любой статье, посвящённой субкультурам, вы найдёте упоминание о байкерах – субкультуре любителей мотоциклов. Но, на самом деле понятие мото-субкультуры шире. И мотокультуры в разных уголках земного шара отличаются. Попробуем выяснить, в чём же отличие, и как можно определить наличие особой мотокультуры вообще.
Итак, что такое субкультура в общем случае? Это достаточно многочисленная общность людей, которые чем-то выделяются из «большой» культуры. Например, стилем одежды или стилем поведения. Для всех субкультур характерна некоторая закрытость и какой-либо отличительный признак, по которому можно опознать «своих». В этом плане мотокультура не исключение. Давайте определим критерии, по которым будем выделять мотокультуры. Каждая мото-субкультура имеет характерные внешние признаки – свой стиль одежды и свой стиль мототехники. Причём последние не появились из ничего, а сложились в процессе возникновения и развития субкультуры, и обусловлены местными условиями, в которых существует субкультура. Также необходимо учитывать распространённость суб-мотокультуры. Т.е. образно говоря, если в селе Гадюкино все ездят на каких-то однотипных мотоциклах и в одинаковых фуфайках, то это ещё не мотокультура. А вот если данный стиль распространился на несколько соседних областей, то явление стоит рассмотреть подробнее. Помимо ареала обитания субкультуры следует рассмотреть её характерных представителей. У них должно быть много общего. Также в каждой субкультуре будут свои, более или менее закрытые, культурные мероприятия – у мотоциклистов это обычно мотослёты и т.п. Присутствует в субкультуре и определённая философия. Вот, отталкиваясь от всех этих признаков, мы и будем искать мото-субкультуры.
Наиболее известная на сегодня субкультура мотоциклистов – байкеры. Рассмотрим её подробнее. Зародилась в США в период перед Второй мировой войной. Распространение получила после окончания ВМВ. В этот же период произошла формализация данной мотокультуры – выработались общие признаки для её представителей, общая философия и стиль. Появились тематические мототусовки. Следует отметить, что, хотя в США насчитывается несколько миллионов мотоциклистов – одиночек, но субкультура байкеров ориентирована, прежде всего, на объединения мотоциклистов – мотоклубы. Например, в этой мотокультуре есть типовые знаки различия, носимые на одежде – «цвета», означающие принадлежность к определённому клубу. А философия байкеров построена на принципах братства и взаимопомощи. Есть и определённый стиль мотоциклов, используемый байкерами. Чаще всего это чоппер, боббер или круизёр. Главное – мотоцикл должен быть классическим, олдскульным, железным. Икона стиля - «Харлей-Дэвидсон» и V-образные двигатели. Технический прогресс второстепенен. Наиболее типичные представители данной субкультуры находятся так же в США – это различные МС, многие из них – 1%е. «Ангелы Ада», «Бандидос», «Вагос» - всех не перечесть. Чем дальше от эпицентра субкультуры, тем размытее становятся её признаки. В Европе, например, далеко не все мотоклубы предпочитают «Харлеи». Тем не менее, ареалом обитания данной субкультуры можно считать Северную Америку, Австралию, Европу и страны постсоветского пространства. Отдельные очаги есть Южной Африке и на Дальнем Востоке. Однако, примечательно то, что байкерская субкультура – преимущественно субкультура белой расы. И в ЮАР и в Южной Корее коренное население не вовлечено в МС, местные МС созданы белыми поселенцами.
Впрочем, в самой Америке существует множество чёрных МС, состоящих исключительно из представителей чёрной расы. Они переняли многие черты от белых собратьев, сдобрив всё это негритянским колоритом.
Параллельно с развитием байкерской субкультуры, в Европе появилась своя мото-субкультура – кафе-рейсеры, более известные у нас как рокеры. Данная субкультура не формализовалась настолько, как американская, однако подарила мотомиру яркий мотоциклетный стиль, названный также кафе-рейсер. Знаменитым является также «Эйс-кафе» - место сбора лондонских рокеров. Однако уже в 60е гг в данной субкультуре произошла девиация от чисто мотоциклетной направленности в сторону рок-музыки. И сейчас под словом «рокер» понимается скорее поклонник тяжёлой музыки, а не мотоциклист. Таким образом, хотя субкультура рокеров и распространилась по всему миру, как мотоциклетная субкультура она локализована в Великобритании. Появление мото-рокеров в СССР было достаточно кратковременным.
Примерно в тоже время – в 60е, пошла на спад ещё одна субкультура – моды. Правда эта субкультура не была чисто мотоциклетной, тем не менее, ярким атрибутом представителя данной субкультуры являлся новомодный на то время скутер. Данная субкультура также ограничена Великобританией, и, отчасти – Западной Европой.
Япония – страна, где в традиционную восточную философию интегрированы многие принципы, присущие Западу. Поэтому и здесь не могло обойтись без собственной мотокультуры. Босодзоку – это слово вошло в обиход в 70е гг на волне экономического подъёма японской промышленности (собственно датой, когда босодзоку оформились как отдельная субкультура, считают 1972г, когда собственно появилось название субкультуры и появился особый стиль одежды - токкофуку, скопированный с униформы камикадзе). Японское экономическое чудо привело к тому, что молодёжь массово села на мотоцикл. А дальше … ситуация была в чём-то схожа с США. Ведь там первые мотоклубы новой формации тоже организовали отставные военные лётчики. Вот только японские мотоциклисты отождествляли себя с лётчиками … камикадзе! Что могли создать подобные оторвы? Во-первых, эпатаж! Эпатаж в квадрате, нет в кубе! Фантастические мотоциклы, дерзкий внешний вид и соответствующее поведение. Незаконные гонки – а чем ещё могут заниматься люди, которые в принципе не дорожат жизнью? Быстро набрали популярность и разрослись кланы (само слово «босодзоку» можно примерно перевести как «агрессивный гоночный клан»). Многие из них были связаны с организованной японской преступностью – якудзой. В дальнейшем ужесточение законов и усилия полиции привели к тому, что японская мото-субкультура во многом потеряла криминальную составляющую. А позднее произошло расширение субкультуры – она включила в себя также безумный тюнинг автомобилей и настолько разрослась, что стала делиться на отдельные ветви (согласно предпочитаемому стилю тюнинга - сякотан, янки-стайл, вип-стайл, кося и гратян). Впрочем, ужесточение законодательства, которое закрыло дорогу молодым сорвиголовам к получению «прав» на вождение мотоцикла, привело и к тому, что некоторые босодзоку … пересели на велосипеды, ничуть не утратив своего вызывающего имиджа! Т.е. отчасти «агрессивные мото-кланы» были заменены «агрессивными вело-кланами».
По некоторым оценкам в настоящее время насчитывается более 42тыс. представителей данной субкультуры. Самые знаменитые из кланов босодзоку — Specter и Black Emperor (самая могущественная и опасная банда босодзоку, носящая на своём токкофуку нацистскую свастику). «Чёрному императору» посвящён документальный фильм «God Speed You! Black Emperor» культового режиссёра Мицуо Янагимати.
Extreme Vespa. Индонезия. Субкультура бешеных скутеров, собранных из мусора. Зародилась в 60х гг с ввозом в Индонезию достаточно большого количества итальянских мотороллеров, однако долгое время практически не была известна за пределами страны. Расцвет субкультуры начался уже в 2000х со сменой власти с диктатуры на относительную демократию. Сейчас в Индонезии ежегодно проводятся несколько фестивалей для любителей постапокалиптического скутер-тюнинга. Субкультуре посвящена книга фотографа Мухаммада Али, которая называется "Rebel Riders". Что интересно, создатели "безумных табуреток" не только хвастаются ими на фестивалях, но и путешествуют по стране, не смотря на негативное отношение полиции и определённой части общества!
Сейчас часто можно услышать, что в странах бывшего СССР мотоциклетная культура содрана с Запада, что надо создавать что-то своё и т.п. Прежде чем судить о справедливости подобных высказываний, надо понимать, как вообще возникают мото-субкультуры и какие факторы этому способствуют.
Для начала обратите внимание, что все существующие мото-субкультуры возникли там, где мототехника стала доступной даже для широких масс. В США элитарные мотоклубы "джентльменов" существовали задолго до появления байкеров. Но только после Второй мировой, когда подержанный Х-Д стал доступен любому желающему, появились уличные группировки, севшие на мотоциклы. А из них выросли байкеры. То же и с остальными мотокультурами. Босодзоку поднялись на волне роста японской экономики. Кафе-рейсеры - послевоенное возрождение британской промышленности. Индонезийцы так и остались бедными, но и скутер там можно купить по бросовой цене.
Второй фактор - наличие достаточного количества людей, которые не могут самореализоваться в "большой" культуре. В США такими людьми стали бывшие военные, в Британии - рабочая молодёжь, для которой социальные лифты были закрыты в силу не знатного происхождения. И т.д.
Помимо эти двух факторов нужна хотя-бы относительная либерализация общества. Иначе никакая контркультура не выживет. В США, к примеру, полиция борется с мотоклубами. Но, если откровенно, борется она с отдельными проявлениями, а не с субкультурой в целом. А вот в Японии босодзоку резко мигрировали от социального протеста к чистой эстетике. И произошло это как-раз благодаря жёстким мерам полиции и драконовским законам. Классический пример Индонезия - субкультура 40 лет была в загоне, а развернулась только с падением диктатуры.
Четвёртый фактор - более размытый и неоднозначный. Но! Своя субкультура, отличная от всего, созданного ранее ... появляется там, где "большая" культура мало подвержена влиянию извне! Восточные страны, традиционно, "вещь в себе". В Японии своя культура и традиции, там и своя мото-субкультура. В Индонезии - своя. Я не удивлюсь, если следующая мото-субкультура оформится где-нибудь в Индии. Предпосылки есть. Британия традиционно стоит особняком в Европе, вот они и придумали что-то своё. Обратите внимание, что ни в Германии, ни во Франции, ни в Италии - странах с развитой и самобытной мотопромышленностью, какие-то заметные мото-контркультуры так и не появились. В Италии к субкультуре, с натяжкой, можно отнести поклонников ретро-скутеров "Веспа" и всё. Зато во всех странах Европы прекрасно себя чувствуют байкеры. Культурная связь с США? Возможно, ведь Штаты явно и неявно присутствуют в Европе повсюду. А вот по поводу самих США вопрос интересный. Культурный обмен для них - обычное дело. Но весь фокус в том, что в Соединённых Штатах предпосылки для формирования массовой мото-культуры появились раньше! Соответственно, "списывать" было не с кого. США выступили локомотивом мотокультур нового типа!
Теперь поговорим о нашей необъятной родине. В СССР ситуация была несколько другая. Да, мотоцикл здесь популяризовался, но он не был развлечением или модным аксессуаром. В Союзе мотоцикл был утилитарным транспортом, дешёвой альтернативой автомобилю, и, в меньшей степени – спортивным инвентарём. А если не чисто спортивным, так туристическим. Соответственной была и направленность мотомероприятий – туристические слёты, мотопробеги, любительские соревнования. И ещё одно – в СССР как таковая невозможна была контркультура, всё контролировалось государством. Поэтому мотокультура, подобная западным, здесь и не была создана. Впрочем, некоторые ростки мотокультуры уже сформировались в 80е, а, при соответствующей либерализации, могли вырасти в собственную мотокультуру. Но, не сложилось, т.к. «либерализация» обернулась чудовищным обнищанием населения. Тут уж было не до мотоциклов.
В современной же России и Украине предпосылки для возникновения мотокультуры есть – ведь мотоцикл перестал быть чисто утилитарным транспортом. Но наша мотокультура позаимствована с Запада. Ведь сейчас в странах постсоветского пространства западная культура не просто существует, а насаждается практически безальтернативно. Правда, в основном, поверхностно, без содержания. Поэтому и получатся у нас вроде как байкеры, а на деле - "русские мотоциклисты". Хотя, в реальности классическая байкерская субкультура у нас не может быть массовой, потому как в ней сейчас достаточно высокие стандарты, которые не по карману большинству наших граждан. Поэтому байкеры так и останутся элитой, т.е. по сути противоположностью того, с чего эта субкультура начиналась. А вот появится ли у нас своя самобытная мотокультура - большой вопрос!
Теперь о выживаемости субкультур. Увы, но все они исчезают через непродолжительное время. Просто представители субкультуры взрослеют, социализируются, заводят семью и т.д., наиболее упорные - погибают. И если на смену "старикам" не приходит новое поколение, субкультура выдыхается. Естественным путём или с "помощью" государства контркультуры либо исчезают, либо социализируются, теряя протестное начало. Феноменом в этом ряду выступают байкеры, но здесь стоит рассмотреть ситуацию подробнее. Если отбросить все легенды, то своим существованием субкультура обязана коммерческому и организаторскому гению Ральфа Баргера младшего, харлеевскому лобби и "фабрике грёз" - Голливуду! Сонни Баргер не только сумел реорганизовать мотоклуб из разношерстной толпы в строго структурированную систему, он сделал существование мотоклуба коммерчески выгодным. И я не склонен в чём-то обличать Баргера. Ведь многие байкеры не имели постоянного дохода, да и в целом общество относилось к ним негативно. И если Сонни придумал, как сделать существование своё и своих собратьев относительно стабильным и комфортным, он достоин уважения. Рецепт вполне несложен - "Ангелы Ада" зарегистрировались как брэнд и запатентовали всё, что было ими придумано. И сегодня "Ангелам" платят за всё - за использование их имени, за использование символики, да просто за то, чтобы находиться с ними рядом! А остальные мотоклубы последовали примеру НАМС. Коммерциализация мотодвижения привела к тому, что возрастная планка для его участников просто исчезла! Ведь это в 18 лет можно быть андеграундным бездельником, а в 30+ так уже не получится. Именно поэтому, повзрослев, участники субкультур интегрируются в общество и субкультура исчезает. А вот в мотоклубах состоят и люди среднего возраста, да и многие "старички" до сих пор в теме. Просто мотоклуб может зарабатывать деньги и кормить своих участников и их семьи.
Кроме того, байкеры стали горячей темой для Голливуда. И сам Баргер этому способствовал. Десятки фильмов популяризовали субкультуру байкеров в невиданных до этого масштабах. И эта волна не спадает до сих пор, снятые в наше время сериалы "Сыны Анархии", "Под прикрытием", "Майянцы" и др. - яркое свидетельство тому. Имидж "крутых парней-байкеров" стал настолько привлекателен, что даже полицейские вместо перевоспитания байкеров в законопослушных граждан, сами "переквалифицировались". А как иначе объяснить появление LE MC? Большому бизнесу байкеры тоже выгодны. Большинство из них ярые патриоты. Причём патриоты не на словах, эти люди действительно предпочитают всё американское - от мотоциклов до джинсовой одежды. И созданная байкерами совместно с Голливудом "легендарность" Х-Д практически спасла мотопромышленность США от вымирания. А проведение различных мотослётов, мотофестивалей, кастом-шоу и др. - золотая жила для бизнеса! Что уж говорить, если даже в таком далёком от центров мировой мотокультуры городе, как Луганск после нескольких проведённых мотослётов появилась целая индустрия, обслуживающая мотоклубы и их мероприятия. Здесь и изготовление атрибутики, и аренда звукоаппаратуры, и торговля на мероприятиях. А в США масштабы в сотни раз больше!
Надо сказать, что и другие мото-субкультуры делают шаги в этом направлении. Те же индонезийцы уже обзавелись собственными шоу и фестивалями. Пока локальными. Так, что, возможно кто-то окажется таким же живучим, как байкеры. Посмотрим.
|