Тема заработка сейчас волнует всех. И байкеры - не исключение. Конечно, мотоклубы создаются не для заработка денег, но ведь клуб не всегда может просуществовать на взносы своих членов. Поэтому придумать какой-то способ пополнения клубной кассы – это неплохо. Рассмотрим возможные варианты клубного бизнеса. Каждый вариант будем оценивать с точки зрения затрат, и с точки зрения условий, в которых он осуществим. Явно криминальные варианты отбрасываем сразу – мы не в США. Итак, чем же мотоклуб может заработать на жизнь? Естественно первое, что приходит в голову – это заработок, связанный с мотоциклами. Например, ремонт мототехники. Да, действительно, идея вполне здравая. Что же нужно для её осуществления? Во-первых - оценить потенциальную клиентуру. Какая техника преимущественно эксплуатируется в вашем регионе? Если это «Уралы» и «Днепры» с «колясками» (ну или другая совкотехника) – это явно плохой вариант. Такую технику владельцы обычно ремонтируют сами. Исключение составляет зелёная пацанва с нулевой платёжеспособностью – т.е. возможностей заработать немного. С этой группой есть смысл работать, если вы можете заняться капремонтом двигателей, т.е. – расточка цилиндров, перепрессовка коленвалов и т.д. Для этого нужно: оборудование (координатно-расточной станок, например), доступ к материалам (легированные стали и др.), хороший мерительный инструмент, плюс умение со всем этим работать. И ещё один минус – качество запчастей для этих мотоциклов. Часто оно плохое и редко – хорошее (если запчасть попалась ещё советская). Вторая группа – это малокубатурный «китай» ( японские скутера до 50сс тоже можно отнести сюда). Здесь ситуация немного лучше. Достаточно много владельцев этой техники сами её не ремонтируют. Платёжеспособность – обычно средняя, т.е. задорого китайский скутер ремонтировать никто не будет – ведь сам аппарат бюджетный. Есть ещё кубатурный «китай». Часто мотоциклы технически намного более продвинутые, чем «полтинники» ( т.е., нужна хорошая квалификация для их ремонта). Но и владельцы техники – люди не бедные. Покупая мотоцикл за 120000руб., человек должен понимать, что и ремонт его дешёвым не будет. Ну и последний вариант – владельцы кубатурной японской (немецкой, итальянской, корейской, американской) техники. Преимущество – высокая платёжеспособность. Также эти люди редко заморачиваются ремонтом мотоцикла – проще отогнать специалисту, он всё сделает. Но для ремонта и обслуживания мототехники из этой категории нужна высокая квалификация. И общее для всех рассмотренных случаев – нужно помещение, нужен источник приобретения запчастей, нужно достаточно разнообразное и недешёвое оборудование (в т.ч. – компьютер и хороший интернет, т.к. создать базу мануалов на все модели мотоциклов – нереально), и, самое главное – нужны люди, умеющие эту технику ремонтировать. Ещё один вариант - организация мотошколы. Т.е. – курсы по вождению мотоцикла. Здесь опять же, самое главное – это кадры. Инструктор мотошколы должен быть не только хорошим водителем, но и обладать педагогическими талантами. Кроме того необходимо несколько единиц мототехники, несколько комплектов защитной экипировки, помещение для хранения учебных машин, штат ремонтников (ведь ученики будут технику ломать, а она должна быть постоянно в готовности) и площадка, где будет проходить обучение. Но всё это не принесёт результата без наличия клиентов. В чём здесь суть? До недавнего времени подобная услуга не была бы востребована, т.к. желающие водить мотоцикл в основном учились сами, а в автошколу шли только чтобы получить «права». И только в последнее время, когда мотоцикл перестал быть уделом малолетних маргиналов, появляются клиенты для мотошкол. Вот и оцените с этой точки зрения мотоконтингент вашей местности. Если вы живёте в селе или небольшом городе, то вряд ли там будет много желающих за деньги обучаться вождению мотоцикла. Но в городе - миллионнике клиенты наверняка найдутся. Есть и другие варианты. Например, служба курьерской доставки на мотоциклах или мототакси. Но, опять же, всё это имеет смысл скорее в большом городе, где в условиях интенсивного движения мотоцикл имеет ощутимые преимущества перед автомобилем. Плюс к этому сезонность подобного заработка – ведь у нас ещё и зима есть. Более экзотично, но из той же темы – организация мотосопровождения свадебных кортежей или предоставление для этой цели трайков (в аренду). Ну, затраты на подобный бизнес очевидны – наличие нескольких красивых (и технически исправных) мотоциклов (или шикарного трайка - во втором варианте) обязательно. Многие клубы проводят открытые мотослёты. Но начинать с подобного не стоит. Оборот подобных мероприятий впечатляющий, но доходность сомнительна. Изначально для успеха в таком деле кроме материальных затрат нужен творческий подход и опыт. Если с помощью творческого подхода мероприятие удастся раскрутить до приемлемых масштабов, то нужно искать спонсоров. При большом скоплении народа спонсорская реклама будет действенной, а вы получите деньги. Стоит также задуматься о долговременных инвестициях – т.е. купить, например, звукоаппаратуру для концерта, передвижную сцену и т.п. Для более быстрой окупаемости можно приобретённое оборудование сдавать в аренду на другие мероприятия. Ещё один способ заработка изобрели американские мотоклубы – это заработок на своём имени. Ведь что такое по сути продажа SUPPORT WEAR? Это тоже самое пополнение казны клуба. В чистом виде этот бизнес доступен только известным, крупным клубам. (Логично! Ведь носить футболку с символикой никому не известного «Пупкин»МС мало кому захочется!) Но можно комбинировать эту идею с проведением слёта, например. Среди мотопутешественников есть хорошая традиция привозить с каждого посещённого мероприятия какой-то сувенир. Вот и необходимо обеспечить людям эту возможность. Футболка или значок с символикой мероприятия не только принесут копеечку в клубную кассу, но и поспособствуют росту известности клуба. И это далеко не все возможности. Это только основные направления, которые можно комбинировать и развивать. Ведь ничто не мешает, имея, например, своё помещение под мастерскую, организовать зимнее хранение мотоциклов для тех, у кого своего гаража нет. Или помимо ремонта техники изваять, скажем, кастом. Или найдя канал доставки запчастей, оцените – может быть будет выгодно не только обеспечивать ими свою мастерскую, но и организовать торговую точку по их сбыту. Кроме того, некоторые возможности предоставляет Интернет. Ведь у вас, скорее всего, есть какой-то сетевой ресурс (сайт, страничка в соцсетях и т.п.). Плюс каждый клуб много ездит и наверняка вам есть чем похвастаться – интересное видео, фото из ваших поездок. Всё это тоже может стать источником заработка. Так что дерзайте!